ТО, ЧТО ДОКТОР ПРОПИСАЛ

29.09.2025

Национальные особенности обязательного техосмотра

«А у них в (далее название страны) вообще техосмотра няма!» – так звучит одна из популярных самоотговорок от прохождения процедуры обязательного гостехосмотра. «Няма» – миф, а не довод: обязательный техосмотр есть почти всюду, просто различается по регламенту, содержанию, периодичности и т.п. Разберемся, откуда у ТО национальная специфика.

Цель осмотра – контроль технического соответствия транспортного средства необходимым для участия в дорожном движении стандартам безопасности. Потому и периодичность ТО, и его содержание зависят от автопарка конкретной страны, его размера и возраста, динамики обновления, аварийной статистики, водительской и сервисной культуры и т.д. Собственный автопром – тоже аргумент: самый строгий ТО в мире – в Японии, самый строгий в Европе – в Германии.

Существуют два основных подхода к ТО – европейский («проверить все») и американский («разберутся на месте»). Европейский подход развивается в сторону ужесточения. В основных чертах Беларусь следует в его русле в силу объективных причин, начиная с размеров страны, разнообразия автопарка и транзитного статуса, заставляющего относиться к безопасности особенно ответственно.

ЗАКРУЧИВАЯ ГАЙКИ ПО-ЕВРОПЕЙСКИ

Исторически и Беларусь, и Россия, и весь наш регион ориентировался на немецкую инженерную школу и ее стандарты. А они очень жесткие и строгие и будут ужесточаться дальше. 24 апреля 2025 года Еврокомиссия предложила новые правила техосмотра. Наиболее важное новшество предполагает, что автомобили старше 10 лет с 2026 года должны будут проходить TО ежегодно. Только в Германии это затронет примерно половину автопарка – 23,4 млн машин. Электромобили до сих пор раскатывали в зоне комфорта, но ее придется покинуть: специальный ТО будет контролировать состояние АКБ, двигателей и т.п.

Общеевропейский вид жульничества – скручивание пробега – обещают обуздать. Декларировано намерение ввести цифровые права и талоны к ним. Как обычно, Европа налегает на экологию и грозит еще больше ужесточить контроль выбросов. Брюссельские инициативы жестко критикуются, например, авторитетным автоклубом ADAC, указывающим на то, что в Германии и без того строгие правила ТО, а основная причина аварий – не техническое состояние машин, а ошибки водителей.

В чем «фишка» немецкого подхода? Во-первых, техосмотр (Hauptuntersuchung, HU) производит специализированная организация, не имеющая отношения ни к автосервису, ни к полиции, – Technischer Uberwachungsverein (TUV). Во-вторых, выше количество проверяемых параметров. В-третьих, если в большинстве стран ЕС упор сделан на инструментальные методы, то в Германии в почете человеческий фактор – специалист может лично провести тест-драйв проверяемой машины.

В основе регуляции техосмотров на уровне ЕС – выпущенная в 1996 году евродиректива, стандартизировавшая ТО для новых легковушек по схеме «первый обязательный осмотр спустя четыре года после покупки, затем – с интервалом в два года». Создана она на исследованиях аварийности и износа основных техузлов, приобретающего критический характер ближе к 10 годам эксплуатации.

У евроосмотра тоже своя специфика. Во-первых, обязательный ТО производят не аффилированные с полицией организации, обладающие сертификатом или лицензией. Исключение – Великобритания, где все в ведении Минтранса. Во-вторых штрафы за непрохождение и ограничение срока устранения выявленных неисправностей. В-третьих, стикер о прохождении ТО. Периодичность может быть разной, но колеблется в рамках стандартов ЕС.

Справка «ТБ». Великобритания практикует ежегодный обязательный техосмотр авто старше трех лет. Во Франции транспортные средства старше четырех лет проходят ТО по более чем 100 критериям раз в два года. В Германии машины старше трех лет тоже проверяют раз в два года. В Италии авто весом менее 3,5 тонны старше четырех лет проходят ТО раз в два года. Испания уже внедрила для машин старше 10 лет ежегодную проверку.

Восточноевропейские страны предпочитают воспроизводить как усредненный европейский, так и немецкий опыт. Скажем, в Литве ТО занимается местный клон TUV – Tuvlita, периодичность для машин старше трех лет – раз в два года.

ЗВЕЗДНО-ПОЛОСАТЫЙ ТЕХОСМОТР

Миф про «техосмотра няма» возник у нас главным образом под американским влиянием. В США каждый штат законодательно определяет, как часто и по каким критериям проводить ТО частных машин. Делавэр осматривает только авто старше семи лет. В Миссури автомобили нечетных годов выпуска проходят ТО в нечетные годы, четных – в четные. Вирджиния требует осмотра даже для транспортных средств, уже получивших стикер в другом штате. Северная Каролина освобождает от ТО автомобили старше 30 лет. В Юте ТО проходят на 4-й и 8-й год эксплуатации авто, но начиная с 10-го – ежегодно. В Калифорнии и еще ряде штатов требования к техосмотру варьируются от округа к округу. В Нью-Йорке, Мэне, Массачусетсе или на Гавайях обязательного ТО требуют ежегодно, в штатах полиберальнее – раз в два года. В 13 штатах техосмотра по критериям безопасности вообще нет, в восьми он производится по упрощенной модели. Список проверяемого тоже изрядно короче французского, немецкого, белорусского или российского. Как правило, актуален контроль за токсичностью выхлопа, ремнями безопасности, тормозами, светоприборами, рулем, шинами и колесами. Остальное – пусть сам автовладелец разбирается и несет ответственность.

Откуда у американцев эта блажь? У них лишь 0,7–1% ДТП обусловлены техническими неисправностями. Мол, остальное отрегулируют личная ответственность автовладельцев и автострахование. Повторимся: автопарк и специфика его эксплуатации в большой стране всегда отличаются по регионам. Стоит ли частить с ТО на Аляске, где наряду с внедорожниками и вездеходами значимыми участниками дорожного движения являются медведи? А на Камчатке? Вероятно, именно по примеру США Россия на исходе 2021 года перевела на добровольную основу обязательный ТО для физлиц. Логика в этом есть: трудно говорить о единых стандартах, если, например, весь Дальний Восток до сих пор преимущественно леворульный.

В этом и состоит национальная специфика ТО: танцевать следует от печки, а протягивать ножки – по одежке. Возможно, и в Беларуси отменят ТО, если доля обусловленных техническими неисправностями ДТП упадет ниже 1%. Пока этого не случилось, романтическое свидание с УП «БЕЛ- ТЕХОСМОТР» откладывать не стоит.

Алексей КАРАМАЗОВ

«ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

№36 (1317) от 27 сентября 2025 года

Telegram бот
Чат на сайте
🤖 «БЕЛТЕХОСМОТР» — ваш умный помощник по техосмотру в Беларуси!
Здравствуйте! Выберите вопрос:
Наши услуги: