МАШИНА, СОЛНЦЕ И ЖАРА. ТАК ЛИ ОПАСНА ТОНИРОВКА, КАК ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ.

28.07.2025

Глава комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике призвал коллегию Евразийской экономической комиссии смягчить требования к тонировке боковых стекол автомобилей. По его мнению, эта мера направлена на укрепление безопасности при управлении ТС: «Во многих регионах стран ЕАЭС температура воздуха достигает +30–40 градусов и выше. Помимо жары в салоне, прямые солнечные лучи создают существенные помехи при управлении авто. Это представляет угрозу безопасности дорожного движения: водитель вынужден отвлекаться на погоду вместо сосредоточения на управлении».

ГРАЖДАНЕ ЗА

Подобные инициативы и в России, и в Беларуси возникали не раз. Об этом говорили как чиновники, так и простые граждане, направляя соответствующие петиции в адрес Госавтоинспекции, основной посыл которых сводится к тому, что тонировка стекол автомобилей безопасна и даже полезна. Аргументы при этом приводились разные: от той же жары и вреда солнечных лучей для здоровья водителя до выгорания обшивки салона автомобилей, что тоже нехорошо. Все они имели право на жизнь, но у ГАИ есть свои, не менее обоснованные аргументы. Ныне наши ПДД говорят о том, что участие в дорожном движении транспортных средств, на стеклах и (или) в оконных проемах которых установлены не предусмотренные конструкцией дополнительные предметы или нанесены покрытия, в том числе пленочные, запрещено. То есть любые покрытия, даже полностью прозрачные (п. 37 гл. 7 приложения № 4 к ПДД). А п. 194.12 ПДД предписано, что управление машиной запрещено, если ветровое и (или) передние боковые стекла имеют степень светопропускания менее 70%.

Еще более значимый по законодательной иерархии документ – технический регламент Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» –предписывает, по сути, то же самое, делая при этом оговорку: «Данное требование не применяется к задним стеклам транспортных средств категории М1 при условии, что транспортное средство оборудовано наружными зеркалами заднего вида».

СПРАВКА «ТБ». Категория автомобилей М1 – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения (легковые автомобили). Речь здесь идет о заводской тонировке, когда машина в таком виде сходит с конвейера. Регламент допускает использование только тех стекол, которые предусмотрены изготовителем.

ГАИ ПРОТИВ

Наша Госавтоинспекция не зря ест свой хлеб, буквально на пальцах и с применением законодательных норм разъяснив, почему нельзя отменять жесткие требования по тонировке автомобильных стекол. И вот какие у нее аргументы.

Из ответа ГАИ на коллективное обращение граждан Беларуси: «На территории государств – членов Евразийского экономического союза действуют единые требования к транспортным средствам (объектам технического регулирования), регламентированные техническим регламентом Таможенного союза 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». Требованиями установлено, что стекла транспортных средств, в том числе и задние, должны соответствовать нормам Правил Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (Правила ЕЭК ООН № 43). Особо отмечаем, что в соответствии с пп. 4.1 п. 4 приложения № 8 к регламенту ТС должно быть укомплектовано стеклами, предусмотренными заводом-изготовителем.

Требования Правил ЕЭК № 43 распространяются на различные стекловые материалы, предназначенные для установки на транспортные средства, то есть стекло упрочненное, многослойное, безопасное с пластмассовым покрытием, безопасное из стеклопластика, пластиковое, двойное и т.д., за исключением стекловых материалов для устройств освещения. В зависимости от типа материала в приложениях к Правилам ЕЭК № 43 установлены требования к дроблению, механической прочности (при ударе шаром и моделью головы), сопротивлению воздействию окружающей среды, оптическим свойствам, огнестойкости, стойкости к химическим веществам.

Таким образом, при проведении процедуры официального утверждения типа стеклового материала на соответствие требованиям Правил ЕЭК № 43 (сертификация) изготовителем должны быть проведены соответствующие испытания, подтверждающие его безопасность. После получения официального утверждения типа на стекловой материал наносится соответствующая маркировка.

При дальнейшей доработке стекла транспортного средства путем нанесения на него пленочного покрытия без проведения соответствующих испытаний нельзя гарантировать соответствие стекла требованиям технических нормативных актов (оптическим свойствам и свойствам, влияющим на безопасность стекла в аварийной ситуации), которые гарантируют производитель стеклового материала и завод-изготовитель транспортного средства».

Завершается ответ ГАИ следующей припиской: «Настоящее письмо носит информативный характер», что свидетельствует о том, что ответ не содержит положений, конкретизирующих нормативные предписания. То есть это лишь мнение компетентного органа, контролирующего безопасность в области дорожного движения.

ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА

По мнению некоторых автоэкспертов из различных СМИ, у тонировки есть свои плюсы – например, преображение внешнего облика машины, что придает ей некую дополнительную «солидность». Еще, как они полагают, тонирование пленочными материалами улучшает пассивную безопасность: при аварии стекла не разлетаются в разные стороны, а удерживаются пленкой, не причиняя вреда водителю и пассажирам. Это своего рода элемент «бронирования». Помимо прочего, тонировочная пленка является еще и теплоизолятором. Данное свойство основано на отражении и поглощении волн инфракрасного диапазона. Автомобиль таким образом летом нагревается меньше, а зимой остывает дольше. При этом снижается нагрузка на кондиционер, следовательно, увеличивается срок его службы и уменьшается потребление топлива.

Еще один аргумент за – тонировка снижает ослепление, что весьма полезно в дневное время суток при ярком солнце.

Основной же минус для водителя – снижение обзорности, особенно в дождь или темное время суток. С этим спорить трудно. С техосмотра развернут гарантированно, поэтому тоже кладем в папку «минус».

Так что мнения полярные. Например, в тех же США тонировка стекол используется повсеместно и не запрещена. И там тоже есть нормативные технические акты, эти процессы регламентирующие, в том числе касающиеся безопасности пленочных покрытий.

У нас же аргумент один: испытания не проводились, а значит, безопасность не гарантирована. А может, испытания провести? И расставить все точки над «i», найдя баланс между мнением автовладельцев и чиновников в погонах.

 

Евгений ГРАЧЁВ «Транспортная безопасность»

№28 от 26 июля 2025 года

 

Telegram бот
Чат на сайте
🤖 «БЕЛТЕХОСМОТР» — ваш умный помощник по техосмотру в Беларуси!
Здравствуйте! Выберите вопрос:
Наши услуги: