Инспекторы ГАИ проверяют наличие техосмотров.

20.10.2025

Технический осмотр – обязательная процедура для всех транспортных средств. Она позволяет убедиться, что машина работает исправно и не несет опасности для водителя, его пассажиров и остальных участников дорожного движения. Однако сколько бы сотрудники ГАИ ни напоминали о том, что неисправным авто не место на дорогах, нередко находятся те, кто по тем или иным причинам игнорирует обязательную диагностику ТС. «Забыл», «Нет финансовых возможностей привести машину в порядок», «А мне это и не нужно», – подобные отговорки пришлось услышать сотрудникам Гродненской Госавтоиспекции во время одного из рейдов, который был проведен совместно со специалистом УП «Белтехосмотр» и журналистом.

Весь покрытый ржавчиной, абсолютно весь 

Около 10.30 утра. Мы – на Озерском шоссе. В единой связке работают заместитель командира взвода БДПС ГАИ майор милиции Александр Красочка, инспектор БДПС лейтенант милиции Марк Сидорович и инженер ПТО ТС диагностической станции УП «Белтехосмотр» №235 Сергей Мазур. Команда интересная – и вот почему. Дело в том, что Марк был принят на службу всего несколько дней назад. Окончив юридический факультет и военную кафедру, он твердо решил поступить на службу в ГАИ. В рейде очень пригодились его энтузиазм и энергия. Александр Францевич в Госавтоинспекции – порядка 17,5 года. Зачастую, только взглянув на автомобиль, он с большой долей вероятности может сказать, пройден техосмотр или нет. Сергей Васильевич – майор милиции в запасе, 25 лет прослужил в ОВД, большую часть – в Госавтоинспекции. Наша рейдовая группа – настоящий сплав молодости и опыта.

Несмотря на то, что Марк только начал службу, ему уже довелось столкнуться со злостными нарушителями:

– Вчера оформляли административные материалы в отношении девушки, которая, выезжая с улицы Обухова, задела автобус. Осмотрев повреждения, она скрылась с места ДТП, направившись в сторону ГАИ. Не просто по дороге, а через газон в центре кольца по проспекту Космонавтов. Затем она совершила еще одно ДТП и создала аварийную обстановку для двух автомобилей. Права никогда не получала, – делится лейтенант милиции.

Тем временем Александр Красочка останавливает Citroen Jumper – практичное авто, которое чаще всего выбирают для грузоперевозок. И действительно, за рулем мужчина, занимающийся установкой окон. Бизнес хороший: стабильный спрос на услуги, достойное вознаграждение. Однако уже невооруженным глазом видно, что автомобиль данного гражданина не имеет допуска к участию в дорожном движении: арки и пороги полностью покрыты ржавчиной. На любой станции такое авто техосмотр не пройдет. Водитель честно признается: машина старая, и на подготовку к прохождению ТО может уйти чуть ли не половина ее стоимости. Проще заплатить штраф. Александр Францевич проверяет информацию в специальной программе, установленной на планшете. Оказывается, без техосмотра мужчина ездит с 2014 года.

Еще один автомобиль без ТО останавливает молодой сотрудник. Оправдание водителя Renault такое: зачем тратить деньги на диагностику, если за руль он садится всего несколько раз за месяц. К тому же есть некоторые неисправности, в устранение которых также нужно вложить финансовые средства. Тем не менее расстаться с определенной суммой придется: мужчине выписали штраф.

МАЗ без документов и шумометр для мотоциклов  

Перемещаемся в Гродненский район – на объездную дорогу вблизи Путришек. Здесь наблюдается большой поток грузового транспорта. Зачастую можно встретить машины без техосмотра. Ситуация та же, что и с Citroen Jumper. «Частникам» проще заплатить штраф, чем доводить до ума свои старые машины. Автомобили предприятий, как правило, движутся с пройденным техосмотром.

Вдалеке видны МАЗ и ГАЗ. Решено остановить оба. Чутье не подвело: ни один из водителей не смог предъявить разрешение на допуск ТС к участию в дорожном движении.

– Некоторые оправдывают отсутствие техосмотра сложным материальным положением, нехваткой времени. Но ведь МАЗ весит 20 тонн, а если он будет гружен песком, то все 34! Как такую машину быстро остановить? Каждый раз напоминаем водителям: исправность транспорта позволяет снизить риск возникновения ДТП, – говорит Александр Красочка.

Вместе с тем за рулем большинства остановленных авто всё же находились сознательные граждане, которые смогли предоставить все необходимые документы. Один из них даже оказался бывшим сотрудником исправительного учреждения на пенсии и читателем нашей газеты. Мужчина отметил, что осознает важность техосмотра.

К разговору подключается Сергей Мазур. Он работает на самой крупной диагностической станции УП «Белтехосмотр»:

– На данный момент серьезных очередей у нас нет. К тому же к нам можно записаться через официальный сайт https://gto.by и подобрать удобное время. Приехать желательно за 15 минут, чтобы оформиться. Примерно столько же понадобится на диагностику, в ходе которой наши работники проверят комплектацию, тормозную систему, рулевое управление, световые приборы, подвеску, уровень выбросов в окружающую среду и т.д. Если все хорошо, человек получит разрешение на участие в дорожном движении. В автоматическом режиме эта информация попадет в базу, которой пользуются сотрудники ГАИ.

С собой у Сергея Васильевича специальный прибор с микрофоном – шумомер. Он предназначен для измерения уровня звука, издаваемого выпускной системой мототранспорта. Заводы-изготовители проверяют готовые мотоциклы на соответствие нормативно-правовым актам. А это значит, что уровень издаваемого шума может быть превышен только в случае самостоятельного переоборудования либо возникновения неисправности. В данном рейде нарушений выявлено не было, однако, как показывает практика, они периодически фиксируются. В норме шум не должен быть более 96 децибел (+5 на погрешность). В случае превышения предусмотрена административная ответственность.

– В этом году к нам несколько раз приезжал мужчина, который совсем недавно стал владельцем мототранспорта. Правда, счастливым обладателем его вряд ли назовешь. Оказалось, в мотоцикле переделана выхлопная труба. Человек никак не мог пройти техосмотр, поскольку каждый раз шумомер показывал превышение уровня шума. Несколько раз он обращался к мастерам, чтобы его приглушить, – делится Сергей Мазур.

Проверьте тормозную систему 

– Какие наиболее частые причины, по которым автомобили и мотоциклы не проходят техосмотр? – интересуюсь у собеседника.

– Основная причина – неполадки в тормозной системе, в частности, порванные тормозные шланги. Также частой причиной отказа становится превышение силы света во внешних световых приборах. Дело в том, что многие устанавливают в фары LED-лампочки. А они очень яркие и при включенном ближнем свете ослепляют водителей встречных авто. Что касается мотоциклов, частые причины, по которым мы не выдаем допуски, – это превышение уровня шума, сломанные наконечники в тормозных рычагах, неисправность световых приборов.

То, что разного рода неисправности могут в конечном итоге привести к трагедии, очередным примером из практики подтверждает майор милиции Красочка:

– В начале января в Островецком районе произошла страшная авария, в которой один человек погиб и еще шестеро были серьезно покалечены. На закруглении дороги женщина-водитель Volkswagen Passat не справилась с управлением, выехала на встречную полосу и столкнулась с автомобилем Rover. В результате погибла 36-летняя пассажирка «Фольксвагена». В автомобиле также находились пятеро детей, четверо из которых госпитализированы. Водитель «Ровера» получил переломы ног. При осмотре авто виновницы ДТП выяснилось, что на трех колесах были установлены изношенные зимние шины, а на одном – летняя.

Очередного нарушителя останавливает лейтенант милиции Сидорович. За рулем Volkswagen Passat мужчина. При нем никаких документов. Во время беседы выясняется: гражданин никогда права не получал, имел административное взыскание за управление в состоянии опьянения. Авто, конечно же, без техосмотра: буксует сцепление. Вдобавок – на машину судебными приставами наложен арест. Марк садится за руль «Пассата» и с нарушителем отправляется на штрафстоянку. Впереди – долгое разбирательство. Но главное – опасный автомобиль и горе-водитель убраны с дороги.

Ольга Махнач, Гродзенская праўда
Telegram бот
Чат на сайте
🤖 «БЕЛТЕХОСМОТР» — ваш умный помощник по техосмотру в Беларуси!
Здравствуйте! Выберите вопрос:
Наши услуги: