О вступлении в силу изменений в Закон Республики Беларусь «О дорожном движении»

22 сентября 2022 года вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь «О дорожном движении», которые коснулись в том числе и сферы государственного технического осмотра транспортных средств.

В соответствии со статьей 33 Закона государственный технический осмотр транспортных средств (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним) проводится на основании договора на оказание услуг по проведению государственного технического осмотра. Типовая форма договора на оказание услуг по проведению государственного технического осмотра устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Учет сведений о прохождении транспортными средствами (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним) государственного технического осмотра проводится государственной организацией, осуществляющей допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, посредством ведения единой автоматизированной информационной системы с предоставлением на безвозмездной основе доступа к ней государственным органам на основании совместных соглашений.

Кроме того, начиная с сегодняшнего дня требования к транспортным средствам при прохождении ими государственного технического осмотра диктуются не техническими нормативными правовыми актами Республики Беларусь, а техническими регламентами Таможенного союза и техническими регламентами Евразийского экономического союза. Таким образом, вместо используемого диагностическими станциями ТКП 309-2011 «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств» система государственного технического осмотра транспортных средств осуществила переход на выполнение положений технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011.

Несмотря на это, номенклатура проверяемых систем, механизмов и узлов транспортных средств, состояние которых оценивается путем проведения контрольно-диагностических работ кардинально не изменилась. Как и ранее, оценку соответствия установленным требованиям  проходят тормозные системы, рулевое управление, внешние световые приборы, элементы транспортного средства, обеспечивающие обзорность, колеса и шины, элементы комплектации, двигатель и его системы, кузов (кабина), электрооборудование, ходовая часть, а также наличие изменений в конструкцию транспортных средств.

Вместе с тем, если рассматривать транспортное средство с позиции подвергаемых контролю систем безопасности, то прослеживается очевидное ужесточение требований, предъявляемых в отношении тормозных систем и внешних световых приборов.

По новым требованиям относительная разность тормозных сил колес оси не должна превышать 25% для осей транспортного средства с барабанными колесными тормозными механизмами и 20 % для осей транспортного средства с дисковыми колесными тормозными механизмами. Нормативный показатель удельной тормозной силы стояночной тормозной системы будет формироваться как расчетная величина, а не фиксированная, применяемая диагностическими станциями.

В отношении внешних световых приборов (фар ближнего света) осуществляется контроль силы света и в световой части светового пучка, а в отношении фар дальнего света – их максимальная сила света. С другой стороны, к регулировке фар ближнего света и противотуманных фар применяется более лояльные требования по снижению светотеневой границы светового пучка.

Что касается пленочных покрытий, наносимых на поверхность стеклового материала – все остается так, как и было ранее. Наличие на стеклах транспортного средства пленки или иных покрытий запрещается.

Требования к экологической безопасности транспортного средства стали более лояльными по сравнению к существующими. Проверка содержания углеводородов в отработавших газах осуществляется исключительно на карбюраторных двигателях. Нормируемые показатели дымности также разительно отличаются от установленных в настоящее время. Так, например, для автомобиля экологического класса 4 дымность не должна была превышать 1,5 м-1, а в настоящее время не более 0,5 м-1.

Осталась в прошлом проверка диагностическими станциями наличия на транспортном средстве внешне видимых наклеек (изображений), кроме находящихся на стекле, рекламы, кроме транспортных средств специальных служб оперативного назначения.

Следует отметить, что несмотря на переход системы государственного технического осмотра на требования технического регламента Таможенного союза, УП «Белтехосмотр» не рассматривает в ближайшей перспективе возможность повышения стоимости проведения контрольно-диагностических работ на подчиненных 22 диагностических станциях.

В целом применение новых требований в области проведения государственного технического осмотра необходимо рассматривать как определенную сбалансированную структуру между ужесточением показателей влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения и исключением контрольных признаков, не оказывающих на рассматриваемый процесс никакого влияния.


 Вместе к безопасности!