О проблемных вопросах применения диагностической карты транспортного средства в качестве международного сертификата технического осмотра

03.05.2024

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.11.2023 № 791 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» диагностическая карта транспортного средства определена в качестве альтернативы международному сертификату технического осмотра. Вместе с тем, полагаем необходимым отметить, что диагностическая карта транспортного средства формируется по результатам проведения государственного технического осмотра транспортных средств. Документом, применяемым диагностическими станциями в рамках оценки соответствия технического состояния и конструкции, является технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденный Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877. Несмотря на то, что в нем декларируется тезис о гармонизации технического регламента с требованиями Предписаний ООН, принимаемых на основании Соглашения о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров, заключенного в Вене 13 ноября 1997 г. (далее – Соглашение), фактически существует ряд несоответствий между требованиями к транспортным средствам, содержащимися в указанных документах.

Тормозные системы. Для легковых автомобилей, впервые зарегистрированных после 01.01.2012, удельная тормозная сила в соответствии с Соглашением должна составлять не менее 0,58 (не менее 0,5 согласно ТР ТС 018/2011), а в отношении грузовых автомобилей – не менее 0,5, а в соответствии с Соглашением (не менее 0,45 согласно ТР ТС 018/2011). В отношении показателя устойчивости транспортного средства при торможении Соглашение устанавливает разные показатели для колес ведущих осей и колес иных осей (тормозное усилие на любом колесе должно быть не менее 70% максимального усилия на другом колесе той же оси и не менее 50% в случае ведущих осей). В Республике Беларусь данный показатель зависит от типа тормозного механизма колес одной оси (не более 20% для тормозного механизма дискового типа и не более 25% тормозного механизма барабанного типа).

Экологические показатели. Дымность дизельных двигателей автомобилей класса Евро 6 в соответствии с Соглашением должна составлять не более 0,7 м-1, а согласно ТР ТС 018/2011 - не более 1,5 м-1 (разница более чем в два раза). В рамках Соглашения при проверке токсичности отработавших газов содержание углеводородов не контролируется. В Республике Беларусь контроль углеводородов осуществляется для карбюраторных двигателей. В соответствии с Соглашением содержание оксида углерода в отношении транспортных средств, относящихся к классам Евро 5 и Евро 6, не должен превышать 0,3% на минимальной частоте вращения коленвала двигателя и не более 0,2%. В Республике Беларусь аналогичные требования, предъявляются в том числе и к транспортным средствам экологических классов 3 и 4.

Органолептический контроль. Изучение номенклатуры требований, предъявляемых к техническому состоянию отдельных систем, групп компонентов транспортного средства показывает, что общее количество таких требований, изложенных в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» несопоставимо низкое.
Например, в отношении рулевого управления ТР ТС 018 описывает только 11 несоответствий, в свою очередь в Соглашении дается описание порядка 60 несоответствиям по указанной системе управления транспортного средства.

По нашему мнению, принятие диагностической карты транспортного средства Республики Беларусь в качестве альтернативы международному сертификату технического осмотра может усугубить положение национальной системы оценки соответствия в целом тем, что в ней приводятся численные значения результатов измерений показателей торможения и экологических показателей двигателя транспортных средств.
В аналогичных документах Российской Федерации и Республики Казахстан численных значений не приводится, а виды заключения по отдельным системам, узлам и компонентам отмечаются принятыми символами.