Камеры прошьют насквозь

25.02.2025

В настоящее время РУП «Белтелеком» и УП «Белтехосмотр» разрабатывают алгоритм взаимодействия с республиканской системой мониторинга общественной безопасности для контроля наличия пройденного гостехосмотра с фотофиксацией нарушения в автоматическом режиме.

Подробности о работе республиканской системы мониторинга общественной безопасности читайте в материале корреспондента газеты «Транспортная безопасность» Евгения Грачёва.

Сюрпризы от республиканской системы мониторинга общественной безопасности

Недавно агентство БЕЛТА сообщило о подготовке законопроекта «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства», согласно которому планируется ввести систему взыскания штрафов за нарушения ПДД, зафиксированные камерами фотофиксации, работающими в автоматическом режиме.

«Получается система, когда в автоматическом режиме осуществлена фиксация правонарушения и так же в упрощенном в значительной степени автоматическом режиме будет осуществляться взыскание по этому правонарушению путем списания денежных средств со счета нарушителя», – заявил министр юстиции Евгений Коваленко.

Система будет самостоятельно проводить анализ полученной информации с привязкой к конкретным координатам в прямом режиме – они не ограничатся точкой на карте, а можно будет четко разглядеть любой интересующий объект или участок местности

Правда, с какого счета (зарплатного, банковского, другого) произойдет списание, непонятно. Но ясно то, что вычислять должников, не оплативших штрафы, начнут с использованием республиканской системы мониторинга общественной безопасности, неотъемлемой частью которой являются камеры фиксации дорожной обстановки.

В феврале 2022 года Президент подписал Указ № 69 «О развитии республиканской системы мониторинга общественной безопасности», предусматривающий замену действующего технического оператора на оператора другого – РУП «Белтелеком». Это предприятие определено как единый оператор, ответственный за создание и функционирование системы, а также хранение полученной информации.

Указом также установлено, что устройства автоматической фиксации нарушений ПДД (камеры фотофиксации) будут интегрированы в общую систему мониторинга.

Чего ждать автовладельцам

Согласно п. 1.9 документа, с использованием системы мониторинга может осуществляться фиксация административных нарушений против безопасности движения и эксплуатации транспорта. И тут имеется в виду то, что в ход пойдут не только привычные и знакомые камеры фотофиксации, установленные на дорогах, но все имеющиеся другие средства контроля – уличные и камеры, установленные на различных объектах, то есть все то, что способно «видеть» и фиксировать.

Для общего понятия: даже датчики дыма, пламени, взрывчатых, наркотических и радиоактивных веществ, тепловизоры и т.п. будут соединены воедино, и все для целей общественной безопасности.

Пользователи республиканской системы также определены – органы прокуратуры, Служба безопасности Президента, Оперативно-аналитический центр при Президенте (ОАЦ), КГБ, органы финансовых расследований (ДФР), Следственный комитет, МВД, МЧС, органы пограничной службы и таможня. Доступ пользователям к системе осуществляется удаленно и на безвозмездной основе.

Например, есть торговый центр, и независимо кому принадлежит: государству, частным лицам либо организациям, он (торговый центр) обязан предоставить доступ к своим системам видеонаблюдения для подключения и передачи потока данных общей системе мониторинга, контролируемой государством.

В общем, система мониторинга может быть использоваться для всего – наблюдения за общественным порядком, профилактики, выявления (раскрытия) и пресечения правонарушений, расследования преступлений, розыска лиц, в том числе пропавших без вести, а также выполнения иных задач, предусмотренных Законом «Об органах внутренних дел».

Представьте себе, что система будет самостоятельно проводить анализ полученной информации с привязкой к конкретным координатам в прямом режиме. Причем координаты эти не будут ограничиваться точкой на карте, а можно будет четко разглядеть любой интересующий объект или участок местности.

Распознавание регистрационных знаков транспортных средств, в том числе и иностранных государств, – сюда же. Все, что распознано, будет формироваться в базу данных с привязкой к точной дате и времени, а также направлению движения транспортного средства.

Фиксация дорожной обстановки, мониторинг транспортных потоков, заторов, очередей и пробок – все станет элементом системы, что в принципе уже частично реализовано на практике.

Есть в Беларуси, например, зоны, куда доступ обычным лицам запрещен, в том числе проезд автомобилей. И тут, допустим, кому-то приспичило побывать там, где нельзя. Система мониторинга все это зафиксирует и передаст по назначению, как говорится. В приграничной зоне к месту направят наряд пограничников, а если это зона вблизи военного объекта, то военных.

Пешеходам тоже следует насторожиться: их нарушения ПДД не уйдут от взора системы мониторинга, поможет в этом в том числе система распознавания лиц. Это относится и к пассажирам того же метро, где имеются камеры видеонаблюдения.

Если кто-то находится в контролируемой зоне или перемещается в ней длительное время, то и это не останется без внимания. Такие лица определяются как праздношатающиеся. Допустимое время, в течение которого человек находится в определенной контролируемой зоне, определяется оператором.

В принципе локальные системы видеонаблюдения существуют уже давно, но когда все это будет соединено воедино, то задачи государства в области обеспечения безопасности, в том числе дорожной, будут в значительной степени решены.

Не спрятаться, не скрыться

В 2022 году МВД утвердило регламент функционирования республиканской системы мониторинга общественной безопасности. При этом создание программной платформы для обработки огромного количества видеопотоков стало одной из важнейших задач.

Установить, например, камеру, фиксирующую обстановку, на каком-либо кафе с низким качеством видео не получится, поскольку регламентом определены требования к характеристикам устанавливаемых камер. Перечислен также перечень объектов, где наличие камер обязательно.

Есть в регламенте и раздел о том, какие объекты для подключения к единой системе мониторинга наиболее значимы. Например, это дороги для въезда/выезда из Минска, административных центров областей и районов, городов областного и районного подчинения. Ну и дальше по списку: метрополитен, аэропорты, вокзалы, железнодорожные станции, торговые центры, гипермаркеты, дискаунтеры, любые магазины, театры и концертные залы, учреждения здравоохранения, физкультурно-спортивные учреждения, детские сады, школы и др.

Определен и типовой перечень зон обзора в зависимости от критериев значимости. Если, допустим, брать во внимание въезд/выезд из Минска, то просматриваться должна вся зона данного участка с фиксацией вторичных признаков транспортных средств (цвет, марка, тип автомобиля) и людей (пол, рост, одежда). Дальше по желанию пользователя системы мониторинга может быть проведен интеллектуальный поиск в архиве по заданным критериям (по пересечению виртуальной линии, зоны, поиску объектов в зоне обзора).

Лифты, подземные переходы, входы/выходы на станцию, въезды/выезды на парковки, проезды к объектам, вестибюли зданий – все должно быть (и будет) под контролем в зависимости от критериев. В общем, не спрятаться, не скрыться.

Есть множество мнений, нужно это все или нет в такой степени, вплоть до «государство хочет нас полностью контролировать». Если говорить в целом об общественной безопасности, то это действительно нужно. Во многом система мониторинга направлена не только на то, чтобы кого-то найти, установить или отследить, но и на то, чтобы упредить или не допустить определенные события, которые относятся к негативным или требующим пристального внимания.

Евгений ГРАЧЕВ, «Транспортная безопасность» №8 (22 февраля 2025 года)