Идем в рейд!

Опять лето. Опять жара. И опять с утра пораньше наша небольшая, но весьма сплоченная группа расположилась недалеко от объездной трассы в районе химзавода. Мы – это ведущий специалист филиала УП «Белтехосмотр» в Гомельской области Виктор Климков и представители сразу двух инспекций – Транспортной и Государственной автомобильной. И на этот раз, увы, было все, как всегда. То есть едва начали проверку на выезде из Гомеля, как нарушители тут как тут.

К чему приводит беспечность на дороге, пояснять никому не надо. Я не возьмусь утверждать, что за рулем каждого из не прошедших государственный технический осмотр автомобилей сидит потенциальный камикадзе, но то, что среди данной категории водителей их большинство, это так. Хотя с гораздо большей готовностью чужой жизнью рискуют все же механики, выпускающие машины из гаража. Но давайте не будем заниматься психоанализом. Совесть, равно как и сознательность с ответственностью вкупе, или есть, или нет. Потому приходится в какой уже раз говорить об одном и том же.

Да, приходится, потому что первый же остановленный нами автомобиль техосмотр проходить даже и не думал. Вернее, совсем не думал о техосмотре водитель грузового МАНа, наш гость из Витебской области. И никаких вразумительных объяснений от него по этому поводу мы так и не услышали. Сначала были долгие и упорные поиски соответствующих документов во всех укромных уголках кабины, потом – ряд звонков «другу». Все безрезультатно. И выяснять статус автомобиля пришлось по базе. В результате количество документов у водителя все-таки пополнилось за счет соответствующих актов.

Это было только начало. Казалось бы, сколько раз можно твердить одно и то же: государственный технический осмотр – не роскошь, а средство безаварийной работы, в конце концов, требование закона. Тем не менее многие и физические, и юридические лица пытаются его обойти. Всеми возможными, а порой и невозможными способами.

Вот и водитель автомобиля «Хонда-Аккорд» был весьма удивлен, когда узнал, что причиной, по которой его остановили, являлась весьма солидная трещина на лобовом стекле. – Трещина и трещина. Мне она не мешает, а денег на замену стекла нет. Что я могу сделать?
Мысль о том, что до появления денег машину следует просто поставить в гараж, показалась гражданину настолько кощунственной, что вызвала бурю далеко не положительных эмоций.

Та же история приключилась и с водителем автомобиля «Фольксваген-Пассат». При этом из года в год в области регистрируются дорожно-транспортные происшествия по причине управления транспортными средствами с неисправностями, при которых запрещена их эксплуатация. Цифры здесь вроде не велики, тем не менее…

Всего за час было выявлено семь нарушений главной заповеди автомобилиста – безопасности. Четыре авто гостехосмотр вообще не проходили, а три водителя выехали на трассу, имея неисправности автомобиля, при которых делать это запрещается.

При этом на дороге встречается все больше сторонников отмены гостехосмотра как факта. Идея тут проста. Каждый автовладелец должен следить за состоянием своего автомобиля и своевременно принимать меры по устранению неисправностей. Это касается и медицинского состояния водителя. Если запустил один из факторов или оба одновременно, что привело к тяжелым последствиям на дороге, то отвечай по полной. Ответственность в этом случае должна быть повышена существенно. При этом специалисты «Белтехосмотра» считают, что его отмена, даже только в отношении автолюбителей, нанесет серьезный удар по основам развития системы.

И с этим сложно не согласиться. Ведь позиция типа «техническое состояние автомобиля – компетенция исключительно его владельца» довольно сомнительна. В настоящее время доля транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, в общем объеме парка подвижного состава в стране составляет почти 85%, а это около 4 млн. Отмена проведения гостехосмотра, помимо несоблюдения международных норм, повлечет снижение степени ответственности значительной доли автовладельцев перед обществом. Сложившаяся в республике система технического диагностирования в области государственного технического осмотра позволяет за относительно короткий промежуток времени и небольшую плату проверить транспортное средство с позиции возможности его участия в дорожном движении.

Судите сами. В настоящее время в Гомельской области функционирует сеть из 33 диагностических станций: 17, или 56% от общего количества, действуют в системе Министерства транспорта и коммуникаций, 11, или 36%, – частой формы собственности, по одной ДС принадлежит Министерству торговли (Рогачевское райпо), Министерству архитектуры и строительства (КЖУП «Светочь»), Министерству внутренних дел, ПО «Белоруснефть» и две – Министерству промышленности (БМЗ).

Тем не менее, как показывают проводимые Госавтоинспекцией проверки, на улицах и дорогах области участвует в дорожном движении значительное количество транспортных средств с неудовлетворительным внешним видом и явными признаками технической неисправности, а также не прошедших в установленном порядке гостехосмотр. Почему? А потому, что та самая пресловутая степень ответственности автовладельцев перед обществом еще далеко не на должном уровне. …

Да, автомобили бывают хорошие и разные. И совсем даже не в смысле марки и класса. Но все они должны быть технически исправными. Таково требование закона. И его надо выполнять.

Источник: "Транспортная безопасность",  Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ.