Зарубежный опыт

Анализ опыта стран Европейского союза по вопросу периодических технических инспекций транспортных средств

В рамках научно-исследовательской работы, выполненной в 2020 г. по заказу УП «Белтехосмотр» учреждением образования «Белорусский государственный университет транспорта», проанализирован опыт стран Европейского союза по вопросу контроля технического состояния транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

Периодические технические инспекции (Periodic Technical Inspection – PTI) – как принудительная мера для поддержания пригодности транспортных средств (далее – ТС) к дорожному движению (Roadworthiness Enforcement) в ЕС и других развитых странах являются законодательно установленной надзорной функцией государств, которая выполняется как самими государственными организациями (что довольно редко), так и привлекаемыми негосударственными специализированными инспекционными организациями (наиболее распространено).

В странах ЕС периодические технические осмотры ТС регулируются Директивой 2014/45/EU Европейского парламента и Совета от 3 апреля 2014 года по регулярному техническому осмотру автотранспортных средств и их прицепов и отмене директивы 2009/40/ЕС, которая устанавливает минимальные требования к системе регулярного технического осмотра ТС, используемых на дорогах общего пользования.

Каждое государство-член ЕС обеспечивает, чтобы ТС, зарегистрированные на его территории, периодически испытывались в соответствии с директивой 2014/45/EU испытательными центрами, уполномоченными государством-членом, в котором эти ТС зарегистрированы. Испытания на пригодность к дорожному движению проводятся государством-членом ЕС, в котором зарегистрировано ТС, государственным органом, на который возложена эта задача этим государством-членом ЕС, или органами или учреждениями, назначенными и контролируемыми этим государством-членом, включая уполномоченные частные органы.

Стоит отметить применяемую формулу периодичности технического осмотра ТС в процессе его эксплуатации за рубежом, которая в отличие от используемой формулы периодичности государственного технического осмотра (далее – ГТО) ТС в РБ предусматривает первый технический осмотр ТС категорий М1 и N1 не ранее 3 – 4 лет.

Статьей 5 Главы III Директивы 2014/45/EU, регулирующей периодичность проведения испытаний ТС, предусмотрено:

1. ТС должны подвергаться испытанию на пригодность к дорожному движению по крайней мере в течение следующих интервалов без ущерба для периода гибкости, применяемого в государствах-членах в соответствии с пунктом 3:

а) ТС категорий М1 и N1: через 4 года после даты первой регистрации ТС, а затем каждые 2 года. При этом к категории М1 отнесены ТС с расчетной скоростью более 25 км/ч, указанных в Директиве 2002/24/ЕС, Директиве 2003/37/ЕС и Директиве 2007/46/ЕС, а именно: ТС, разработанные и сконструированные для перевозки людей и их багажа, содержащие не более 8 мест для сидения в дополнение к месту для сидения водителя. К категории N1 – ТС, предназначенные и сконструированные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.

b) ТС категории М1, используемые в качестве такси или машин скорой помощи, ТС категорий М2, М3, N2, N3, O3 и O4: через 1 год после даты первой регистрации ТС, а затем ежегодно;

с) ТС категории Т5, использование которых в основном осуществляется на дорогах общего пользования для коммерческих автомобильных перевозок: через 4 года после даты первой регистрации ТС, а затем каждые 2 года.

2. Государства-члены устанавливают соответствующие интервалы, в течение которых ТС категорий L3e, L4e, L5e и L7e с рабочим объемом двигателя более 125 см3 должны подвергаться испытанию на пригодность к эксплуатации на дорогах.

3. Государства-члены или компетентные органы могут установить разумный период, в течение которого должно проводиться испытание на пригодность к эксплуатации, не превышая интервалов, установленных в пункте 1.

4. Независимо от даты последнего испытания ТС на пригодность к эксплуатации, соответствующее государство-член или компетентный орган могут потребовать, чтобы оно прошло испытание на пригодность к эксплуатации до дат, указанных в пунктах 1 и 2, в следующих случаях: после ДТП, затрагивающей основные компоненты безопасности ТС, такие как колеса, подвеска, зоны деформации, системы подушек безопасности, рулевое управление или тормоза; когда системы безопасности и охраны окружающей среды и компоненты ТС были изменены или модифицированы; в случае изменения владельца свидетельства о регистрации ТС; когда автомобиль достиг пробега в 160 000 км; в тех случаях, когда серьезно нарушается БДД.

Директивами ЕС определен порядок контроля и технические требования к ТС, находящимся в эксплуатации, в том числе выборочный контроль на дорогах коммерческих автомобилей. Таким образом, инспекционная оценка технического состояния автомобилей в странах ЕС осуществляется в разных формах и одной из них является выборочный контроль объектов, взятых из транспортного потока.

В Директиве 2014/47/EU Европейского парламента и Совета от 3 апреля 2014 года «О технической придорожной проверке пригодности к эксплуатации коммерческих ТС, передвигающихся по дорогам Союза, и об аннулировании Директивы 2000/30/EU» содержатся минимальные требования в отношении системы технических придорожных проверок пригодности к эксплуатации коммерческих ТС на территории государств-участников. Данной Директивой предусмотрены первичные и углубленные технические придорожные проверки ТС, объем придорожного технического осмотра. В особенности установлено, что общее количество первичных технических придорожных проверок в ЕС в течение каждого календарного года должна составлять не менее 5% от общего количества коммерческих ТС категорий M2 и M3, N2 и N3, O3 и O4, которые зарегистрированы в государствах – участниках. Предусмотрено, что углубленные технические придорожные проверки ТС проводятся на передвижных или специализированных пунктах контроля, или в испытательном центре.

В РБ система придорожных технических проверок коммерческих ТС отсутствует, выборочный технический контроль таких ТС не осуществляется. В целях обеспечения БДД и экологической безопасности перспективна организация системы таких проверок силами УП «Белтехосмотр» и диагностических станций, создание сети пунктов придорожного контроля и построение системы таких проверок в целом. При создании системы придорожных технических проверок коммерческих ТС в РБ за основу целесообразно опираться на подходы, предусмотренные Директивой 2014/47/EU, и использовать потенциал действующей в РБ сети диагностических станций, которые могут быть привлечены для целей осуществления придорожных технических проверок коммерческих ТС и имеют близкое расположение к магистральной дорожной сети, где проходят наиболее интенсивные потоки коммерческого транспорта.

Для обоснованных оценок эффективности внедрения системы придорожных технических выборочных проверок коммерческого транспорта в РБ необходимо проведение специальных исследований. В тоже время, формирование государственной политики в РБ для создания условий по дополнительному техническому контролю коммерческого транспорта непосредственно в процессе участия в дорожном движении, может более эффективно обеспечить БДД и охрану окружающей среды по сравнению с существующими условиями, когда такой контроль отсутствует. В ходе выборочных технических придорожных проверок открывается возможность дополнительно убедиться, что техническое состояние ТС является годным для эксплуатации.
Германия Чехия Словакия Финляндия Австрия Испания Лихтенштейн Норвегия Франция Греция Италия Болгария Ирландия Польша Румыния Нидерланды Словения Мальта Литва